Искусство в школе - не развлечение, а средство формирования духовной личности ребенка.
Сегодня мир озабочен ситуацией, сложившейся во всеобщем художественном образовании. Генеральный секретарь ЮНЕСКО, открывая в 2006 году конгресс, посвященный художественному образованию, сказал, что "мир катится к катастрофе - из школы изымаются предметы художественной направленности, ребенок оказывается, оторван от культурных традиций своей страны. Не развивается образное мышление, креативность - то, без чего не вырастит ни физик, ни химик, ни бизнесмен".
В "Учительской газете" было опубликовано письмо о положении предметов художественно-эстетического профиля в школе, которое было направлено в Государственную думу. К сожалению, оно так и осталось без внимания со стороны тех, от кого реально зависит судьба искусства в школе.
Что вызывает особую тревогу? Во-первых, опасность перевода предметов искусства на вторую половину дня. Это означает, что предметы "Изобразительное искусство" и "Музыка" перестанут быть обязательными для всех учащихся, каковыми они были в России почти 100 лет, даже в самые трудные для нашей страны военные сороковые годы. Во-вторых, начиная со следующего учебного года, большинство художественно-графических факультетов последовательно будут закрываться. Следовательно, неизбежно полное разрушение системы подготовки учителей образовательной области "Искусство".
Кого волнует эта проблема, единогласно поддерживают мнение, что необходимо умножать национальные традиции всеобщего художественно-эстетического образования подрастающего поколения, что возможно только в случае сохранения уроков музыки и изобразительного искусства в базовой части учебного плана. Необходимо соблюдение действующего законодательного документа (Стандарта начальной и основной школы), согласно которому преподавание уроков искусства должно осуществляться вплоть до девятого класса. Данное требование в подавляющем большинстве школ страны сегодня не выполняется, и этот факт не контролируется ни федеральными, ни региональными органами управления образованием.
Самая главная задача сегодня состоит в том, чтобы на всех уровнях власти - федеральной, региональной и муниципальной, произошла своеобразная перезагрузка в отношении к предметам художественно-эстетического цикла.
Представлены тезисы статьи. Полностью статью можно прочесть в "Учительской газете" №20, за 18 мая 2010 года.
|