Изобразительное искусство

 в школах г. Ростова-на-Дону

 

Сайт учителя ИЗО, заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 32

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разное » Конференции

Особенности преподавания ИЗО, МХК и черчения
10 Дек 2015, 19:27

Преподавание предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»,

 «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА», «ЧЕРЧЕНИЕ» в общеобразовательных учреждениях

 

2015– 2016 учебный год

 

1.      Перечень нормативных, инструктивных и методических документов, которым необходимо руководствоваться при организации образовательного процесса по предмету

 

Преподавание изобразительного искусства в 2015 – 2016  учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

 

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от  06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ №74 от 1.02.2012 г «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования».

9. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Р Ф от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

10. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы».

11. Приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403 «Концепция художественного образования».

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

15. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН». 

16. 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

2. Особенности преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство», «МХК», «Черчение» в соответствии с  Федеральным компонентом ГОС основного и среднего общего образования (2004г).

В 2015 – 2016 учебном году изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 - 9 классах общеобразовательных организаций  Владимирской  области (за исключением «пилотных» школ области по введению ФГОС ООО) продолжится в соответствии с требованиями Федерального БУП 2004 г., разработанного на основе Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта 2004 года. 

Основное общее образование (5-9 классы)

Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение изобразительного искусства в основной школе отводится 1 учебный час в неделю в 5, 6, 7 классах – всего 34 часа в год. В 8 и 9 классах выделено 0,5 учебных часа в неделю – всего 17 часов в год. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 140 часов.

В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. Вариантом завершения освоения образовательной области «Искусство» может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах. По этому курсу разработаны соответствующие программы и учебники.

При разработке учебного плана ОУ администрация определяет  формы и способы реализации предметов области «Искусство». Возможно использование 0,5 учебных часа из регионального компонента или компонента образовательного учреждения для реализации изучения раздела «Культурные традиции родного края» в курсе предмета «изобразительное искусство» из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе.

Для реализации углубленного изучения искусства в соответствии с региональным базисным учебным планом 2007 года в 9 классе рекомендовано изучение интегрированного предмета МХК из расчета 1 учебный час в неделю. При наличии успешно реализуемой образовательной программы по данному курсу целесообразно сохранить преподавание предмета. Целесообразно ведение с 5 по 7 класс в ОУ с художественно-эстетическим направление факультативный курс МХК, представленный спецкурсами и образовательными модулями.

Преподавание предмета «Черчение» целесообразно сохранить при наличии специалиста для осуществления предпрофильной подготовки обучающихся. В 9 классе вести как пропедевтический курс из расчета 2 учебных часа в неделю из компонента ОУ, либо 1 учебный час в неделю в  с 8 по 9 класс. Возможно факультативная организация занятий в 9 классе 1 учебный час в неделю;  в 10 – 11 классах – 1 учебный час в неделю – в профильных (физико-математических классах), чтобы обеспечить в дальнейшем успешное освоение технических дисциплин. Данный курс обеспечивает УМК В.Н. Ботвинникова.

Предметные области

Учебные пред­меты

Классы

Количество часов в неделю

 

VI

VII

VIII

IX

Всего

Искусство

Обязательная часть

 

 

Изобразительное искусство

 

1

1

0,5

0,5

3

Уровень среднего общего образования (10-11 классы).

Согласно базисному учебному (образовательному) плану (БУП 2004) на изучение искусства – предмета «Мировая художественная культура» в старшей школе в вариативной части на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю с 10 по 11 класс, всего 70 часов. В примерном учебном плане для универсального (непрофильного) обучения МХК включен в раздел «Базовые учебные предметы» из расчета 1 учебный час в неделю в 10 и 11 классах. Социально-гуманитарный, филологический профили предполагают изучение МХК в качестве обязательного (базового) учебного предмета. Для художественно-эстетического профиля изучение МХК в разделе «Профильные учебные предметы» рекомендовано в объеме 3 учебных часа в неделю с 10 по 11 класс, всего 210 часов. При этом в нем предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Раздел «Культурные традиции родного края» реализуется за счет национально-регионального компонента или компонента ОУ.

При изучении искусства в старшей школе рекомендуется широко использовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и музейно-экскурсионную работу, что может служить формой индивидуального мониторинга здоровья и оптимизации учебных нагрузок. МХК как интегративный предмет дает возможность наиболее полного построения вариативных элективных курсов, ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.

Курс МХК обеспечивает возможность построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания МХК строится на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формированию ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта предметной области «Искусство».

3. Особенности преподавания предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с ФГОС основного общего образования

(для 5- х классов)

  1. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» (5 – 8 классы)

Преподавание изобразительного искусства в школе является неотъемлемой частью общего образования и вносит значительный вклад в формирование личности современного всестороннего образованного человека, обеспечивая развитие его эмоционально-нравственной и сенсорной культуры, художественных и творческих способностей.

Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Согласно базисного образовательного плана (БОП) на изучение предмета «Изобразительное искусство»  с 5 по 8 классы отводится 140 часов, по одному часу в неделю.

При разработке учебного плана ОУ администрация определяет  формы и способы реализации предмета «Изобразительное искусство». Наиболее целесообразно проведение уроков изобразительного искусства из расчета по 1 часу в неделю при условии ведения этих уроков учителями-специалистами, так как стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, требующие высокой профессиональной квалификации. При наличии кадров совершенно недопустимо подменять их преподавание другими предметами.

Базисный учебный план общего образования Вариант 1,2,3, 4.

Предметные области

Учебные

предметы

 

 

 

 

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

 

 

 

Всего

 

Обязательная часть

 

Искусство

 

 

 

изобразительное

искусство

1

1

 

 

 

2

II.  Учебно-методический комплекс (программно-методическое обеспечение)

Предмет «Изобразительное искусство» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами. Учителю предоставляется возможность сделать выбор варианта программы и ее методического обеспечения. В учебном процессе могут быть использованы различные учебно-методические материалы, книги, пособия, учебники, но приоритет должен отдаваться образовательным технологиям, где конкретно обозначены цели и задачи обучения, развития и воспитания.

Учитывая региональные особенности Ростовской области, следует ориентироваться на традиционные направления авторов Б.М. Неменского, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Т.С. Шпикаловой, Л.В. Савенковой. Число часов, отводимых на изучение того или иного раздела, может быть изменено и дополнено элементами народного искусства и художественной культуры Донского края. При планировании учебного процесса рекомендуется составлять программы с акцентом на отечественную культуру, художественные достижения малой родины, знакомить школьников с донского казачества.  На ее изучение отводится не менее 10 % учебного времени.

При организации учебного процесса по изобразительному искусству, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • Стандартом общего образования по изобразительному искусству;
  • Примерной программой по изобразительному искусству http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
  • Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по изобразительному искусству;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных по изобразительному искусству для ОУ на соответствующий учебный год (сайт МОиН)  http://www.mon.gov.ru/press/news/4401/

III. Особенности преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования

В 2015-2016 учебном году в преподавании изобразительного искусства следует обратить  внимание на следующее. Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

Для эффективного преподавания изобразительного искусства необходимо широко использовать информационные технологии – компьютерные учебные пособия и программы, мультимедийные презентации, интерактивную доску и пр.

Примерные программы по изобразительному искусству являются ориентиром для составления рабочих программ: они определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Рабочая программа по предмету составляется учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Примерная структура календарно-тематического плана по предмету

«Изобразительное искусство»

Тема года

 

Тема четверти

 

у

р

о

ка

Тема у

р

о

к

а

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности уч-ся.

Художественно-творческое задание

Формы и виды контроля

Оборудование и материалы.

ЭОР

Домашнее задание

Дата проведения

 

личностные

метапредметные

предметные

 

 

 

 

 

 

Категория: Конференции | Добавил: Эврика
Просмотров: 664 | Загрузок: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]