Изобразительное искусство

 в школах г. Ростова-на-Дону

 

Сайт учителя ИЗО, заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 32

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Улыбка Джоконды

Статья 2006 года
Лепехина Т.В.


Улыбка Джоконды

В 2006 году юбилей нашей гимназии №36, гимназии-100 лет. За годы существования гимназии, многие молодые учителя, переступив порог гимназии, остаются здесь навсегда, чтобы связать с ней свой жизненный путь. Двадцать пять лет назад, сразу после окончания Ростовского педагогического института я поступила работать в гимназию учителем изобразительного искусства и черчения.
Вспоминаются годы учебы в институте и любимые преподаватели, которые самозабвенно учили нас мастерству преподавания изобразительного искусства. Благодаря их преданности своему делу, приобщению нас к миру искусства, многие из нас посвятили свою жизнь приобщению детей к творческому процессу.
Как много дают будущим учителям изобразительного искусства в приобретении методических навыков, работа над научными исследованиями в залах Третьяковской галереи и запасниках Эрмитажа, пленэрная практика в Переславле Залеском и на Валааме, экскурсии по Ленинграду и Москве! А, какую литературу мы читали при подготовке к экзаменам по «Истории искусств». Потрясение испытанное после прочтения книги, купленной в фойе Эрмитажа «Улыбка Джоконды» Ариадны Жуковой, помню спустя много лет. Это впечатление повлияло на моё решение пойти работать только в школу, способствовать духовно-нравственному развитию детей. Маленькая книжка в зеленом переплете с двумя строчками золотистых букв – эта книга не оставила равнодушными тогда нас, студентов 1980 года выпуска и не должна оставлять равнодушными и сейчас всех тех, кто занимается воспитанием и образованием будущих поколений нашей страны.
«…На траве лежит иней, но продрогшие горожане с пяти часов утра заняли очередь. Вокруг очереди – город в развалинах мир в развалинах… Одичавший мир 2061 года переживший последствие атомной войны, крушение цивилизации».
Мир, созданный американским писателем Рэем Бредбери из черт его современной действительности помноженной на исторический пессимизм. Брошенный волей писателя в этот мир мальчик жадно глядит вперед – туда, где зрители в последний раз подходят к Джоконде, но эти последние зрители не любуются картиной, а плюют на нее: так они выражают ненависть к цивилизации, приведшей мир к атомному аду.
«Однако в очереди высказывается робкое мнение, что цивилизацию, не кончающуюся войной – вернет миру человек, у которого душа лежит к красивому».
«Слушайте объявление – говорит глашатай - Власти постановили, что сегодня портрет Джоконды будет уничтожен. Портрет растерзан сотнями рук. Мальчик буквально вброшен в разбитую раму в его судорожно стиснутой руке – кусочек холста. И ночью при свете луны мальчик разжимает грязную ладонь: посреди погибшего мира на руке ребенка лежит Улыбка. Эта улыбка – само искусство.
-Улыбка чудесная улыбка – твердит ребенок. И в его восхищении прекрасным, его восхищении человечным – надежда мира».
Улыбка искусства должна озарить душу ребенка. В этом смысл рассказа писателя Рэя Бредбери в этом смысл своей работы видела художница ставшая учительницей рисования Ариадна Жукова - автор книги «Улыбка Джоконды».
В этой книге автором затрагиваются вопросы, связанные с проблемами эстетического воспитания и художественного образования. Описываются трудности и противоречия в процессе обучения, а главное в ней есть ответ на вопрос - «Как влияет творческий процесс на формирование личности ребенка на его духовное развитие?».
Приводя цитаты в своей исследовательской работе из рассказа американского писателя, художница напоминает нам о возможных человеческих катастрофах, которые могут произойти в мире, если оставаться равнодушными к приобщению детей к прекрасному, воспитанию неприятия безобразного.
Те опасения и проблемы, которые поднимались Рэем Бредбери и Ариадной Жуковой в 1976 году, к сожалению, остаются злободневными и сейчас. В нашем современном мире ребенок сталкивается с жестокостью, безнравственностью, пошлостью, зажат в «тески» технического прогресса. Поэтому должно быть повышенно внимание к развитию духовного мира ребенка, развитию его творческой созидательной деятельности, развитию креативного мышления, повышен интерес к нарисованному детской рукой человечку.
«Миллионы человечков рисуют во всем мире детские руки. И, только какая-то часть, попадая на плодотворную почву здоровой реалистической методики, превращается в полноценный, обогащенный жизнью, отражающий всю полноту этой жизни рисунок».
Ариадна Жукова уверена в том, что только реалистическая школа рисования в полной мере может раскрыть талант ребенка, развить и обогатить его.
Многие современные художники и педагоги полагают, что навыки реалистического рисования не столь важны. Частные вопросы реалистической методики преподавания рисунка, живописи, композиции в последние десятилетия перестали интересовать теоретиков и практиков искусства, на первое место вышли общие проблемы эстетического воспитания, ставятся прекрасные цели и задачи перед изобразительным искусством, при этом отсутствуют современные методики преподавания, имеющие научно-теоретический фундамент.
Учителями изобразительного искусства забыты уникальные методические разработки русских и советских художников и преподавателей. Труды М.М.Попова «Иллюстрированная история методики рисования», Н.Н.Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», В.М.Непомнящего и Г.Б.Смирнова «Практическое применение перспективы в станковой картине».
Хотелось обратить внимание на то, с каким повышенным вниманием относилась русская Академия художеств, к проблемам преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях России.
Русская Академия художеств, второй половины XVIII– первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала центром методической работы, предлагались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Школа Венецианова А.Г., «Курс рисования» - А.П. Сапожникова, А.Г. Гиппиус – «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Эти труды являются значительным вкладом в теорию методики. Художники – педагоги основное внимание обращали на правила рисования, на раскрытие самой методики преподавания, знание которой так необходимо и сейчас современному учителю изобразительного искусства. Вмести с этим, необходимо вспомнить тревожное письмо учителя Н.К. Зарянко, поданное им в Академию художеств в 1858 году.
Методика преподавания, - пишет Зарянко, требует творческого подхода, с горечью он говорит о недооценке рисования как общеобразовательного предмета: «Не больно ли, не должно ли скорбеть, что предмет рисования, предмет, который может содействовать многим наукам, так жестоко потоптан. Рисование есть единственный предмет, который учит видеть предметы такими, как есть они в природе; единственный предмет, который строго научает этому и также строго рассматривать природу».
С целью выработки более совершенных методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В нее входили выдающиеся художники: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков. Комиссия занималась составлением программ для средних учебных заведений. В период с 1872 по 1892 годы, П.П. Чистяков разрабатывает новую методику преподавания, проверяет на практике свою педагогическую систему, получая прекрасные результаты своей школы. Свою систему Чистяков называл «Системой поверочного рисования». Он считал, что обучение должно проходить как в начальной стадии, так и в высшей на основе единых принципов, на научной основе.
О последовательности в обучении П.П. Чистяков писал: «Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование фигур из картона, гипсовых орнаментов, дается понятие об ордерах архитектуры. Оканчивается оно изучением частей и маски головы, целой головы с анатомией, пейзажа и перспективы – это можно считать нормой гимназического курса».
Большую ценность для нас представляют методики преподавания рисования и черчения в общеобразовательных учебных заведениях, разработанные в России в конце XIX века. Был наиболее повышен интерес специалистов к разработке новых методик преподавания, бурные дискуссии велись по вопросу преимущества «геометрального» и «натурального» методов преподавания. В теоретическую разработку методики стали включаться не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи.
При разработке современных методик и технологий необходимо использовать данный опыт, серьезно изучать историю развития методов преподавания изобразительного искусства, а для достижения ощутимых результатов в обучении, основываться на традициях русской реалистической школы, рассматривать фундаментальные философские исследования как методологический фундамент, на котором выстраивается система воспитания и обучения.
Процесс преподавания от учителя требует и понимания того, как может способствовать развитию ребенка его художественная деятельность, и в чем состоит секрет воздействие на личность искусства.
Словарь по эстетике раскрывает искусство, как творческую деятельность, в процессе которой создаются художественные конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
Иной взгляд на искусство у Аристотеля. В искусстве он видел не иллюзорность, а истинную деятельность, рассматривая подражание как познание истины. Интерес для педагогов представляет мысль Аристотеля о том, что подражание является искомым, врожденным свойством людей и проявляется уже в детстве, через него ребенок приобретает первые знания. В эстетике Аристотеля искусство – это деятельность, в которой посредством создания сходства достигается познание объективного мира.
В эпоху просвещения в эстетической мысли стало утверждаться преобразующая сила искусства, призванного воспитать добродетель, исправлять и облагораживать нравы.
Для Гегеля искусство есть результат глобального развития Мира. Он считал искусство формой общественного познания, формой самопознания, необычно серьезное и важное дело, под стать науке и философии, одна из высших форм общественной деятельности.
Ф.М. Достоевский видел назначение искусства в том, чтобы через красоту воспитывать человека нравственно и эстетически, служить идеалам «всемирного счастья». Красоту он понимал как гармонию, в которой воплощены идеалы человека и человечества.
Понимая искусство как творчество, Н.А. Бердяев видел его назначение в совершенствовании и спасении личности, ее нравственном и духовном возвышении. «Повторяю, что под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем человеческого существа».
Современные ученые педагоги, в частности, П.Ф. Каптерев размышляя над вопросом, о ценности искусства отмечает, что наука и искусство оперируют одним содержанием, но способы познания мира разные. Сила искусства активизирует процесс освоения законов науки и нравственных норм, одновременно и научные достижения переходят в искусство. Таким образом, два способа познания мира не могут быть отделимы один от другого.
Иллюстрацией данным словам могут служить последние зарубежные разработки по методике преподавания изобразительного искусства, основанные на ключевых научных открытиях двойственной природы человеческого мышления. Уникальные зарубежные технологии предлагают новые способы развития обоих режимов мышления средствами изобразительной деятельности, с целью повышения потенциала личности. Например, профессор Калифорнийского института, Эдвардс создала систему обучения рисованию через развитие пяти навыков восприятия.
«Моя цель,- пишет она,- состоит в том, чтобы обеспечить вас средствами для самовыражения, чтобы вы на сознательном уровне обрели доступ к своим изобретательным, интуитивным, образным способностям, которые остаются в значительной степени невостребованными нашей вербальной, технологической культурой и образовательной системой». Она использует в своих методиках и реалистическое рисование с натуры, его возможности в обучении « видеть глубоко и основательно».
Бетти Эдвардс считает, что в процессе обучения рисованию человек одновременно учиться управлять тем, как его собственный мозг обрабатывает информацию, что процесс рисования значительно повышает интеллектуальный потенциал личности.
Какое научное, глубокое понимание силы изобразительного искусства! Много раз приходится перечитывать книги, помогающие не отчаиваться от бессилия, наступающего, когда ты слышишь: « К рисованию у меня таланта нет и учить меня бесполезно…».
Но снова звенит звонок, снова стою у доски с мелом в руке. Передо мной 35 пар детских глаз, надо начинать урок, но еще не вбежал в класс Домашенко Саша, у него были очень важные дела на перемене, еще не нашел карандаш Салютин Артем, а сзади него в отчаяние ищет лист ватмана Щербаков Рома, а вот в Стасика Штернгольда летит ластик, интересно, поймает? Нельзя не наблюдать за Дроновым Тимуром, какая интересная мимика на лице, он спешит Немирову Саше что - то рассказать. Обязательно нужно подождать, когда на телефонный звонок ответит Гугунишвили Кэти, он для нее, видимо, такой долгожданный.
Сразу передо мной сидят, уткнувшись носами в маленький телефонный экран, Павлов Игорь и Замулин Костя их надо оторвать от увлекательной игры. Какие испуганные глаза смотрят на меня – это Симетян Шушаник, она уже боится, что рисунок у нее может не получиться, а как высоко тянет руку Михайленко Надя, ей срочно надо получить оценку за домашний рисунок....
Как быстро уходит время, надо спешить, главное с огромным эмоциональным напряжением, снять страх у ребят перед изобразительным творчеством, чтобы в конце урока увидеть сверкающие, красочные рисунки и наблюдать «освещенные искусством» лица ребят. В этом есть феномен, ослепительный феномен, с которым сталкивается учитель, в своей педагогической деятельности. Почему дети, не умевшие рисовать, вдруг сразу за один урок могут создать удивительные по красоте работы? Педагогический процесс хранит в себе массу тайн. Тайн, к которым мы еще не скоро подступимся, открыть эти тайны - смысл работы учителя рисования, а цена его жизни измеряется 40 минутами в неделю, детского творчества.
Хочется верить, в то, что все больше и больше людей поймет важность процесса обучения изобразительной деятельности. Потому что от детских смешных рисунков ведут широкие пути к полноте восприятия мира, к мастерству в любой профессии, сильному, умному, счастливому, всесторонне развитому Человеку.
Мир спал, освещенный луной,
А на его ладони лежала Улыбка.
Он смотрел на нее в белом свете,
Который падал с полуночного неба.
И тихо повторял про себя, снова и снова:
«Улыбка, чудесная улыбка…»
Час спустя он все еще видел ее, даже
После того, как осторожно сложил ее и спрятал… (Рэй Бредбери)

ЛИТЕРАТУРА
1.Ростовцев Н.Н.- Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
2. Ростовцев Н. Н.- Академический рисунок. Курс лекций. М., 1973.
3. Непомнящий В. М. , Смирнов Г. Б.- Практическое применение перспективы в станковой картине. М., 1978.
4. Чумичева Р. М. - Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону,1995.
5. Жукова А.С. -Улыбка Джоконды. Ленинград, 1976.
6. Бетти Эдвардс.- Открой в себе художника. Лучший курс обучения рисованию. Минск, 2000.


Категория: Мои статьи | Добавил: Эврика (13 Июн 2010)
Просмотров: 1173
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]