Преподавание изобразительного искусства в
школе в условиях перехода на ФГОС
Главная особенность современного этапа развития
отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к
деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.
Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1
сентября 2011 года по новому стандарту
стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме
вводится ФГОС основной школы для 5 классов.
Впервые на государственном уровне обозначена
методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный
подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую
науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного российского
психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А.Н.
Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других наших
известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может
строиться современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода
является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию
действия.
Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия,
как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со
знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается
не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это
знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде
всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом
достигает этого знания. Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и
акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание
интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность
ребенку увидеть определенную группу знаний. В-третьих, системно-деятельностный
подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из
возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной
школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач,
которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих
решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей
становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных
подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для
других - учебная, для третьих - спортивная, для четвертых - художественная. Такой подход в подростковой
школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно
урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное
пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в
развитии ребенка. Продолжение статьи читать в разделе "Каталог файлов".
|