Новая оплата труда
На вопросы учителей отвечают эксперты Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Дополнительное финансирование школ сопровождается
повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).
Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках
комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах.
В регионах сложились три модели новых систем оплаты
труда. Эти модели построены на общих принципах, но имеют существенные различия.
Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие
в основании моделей НСОТ:
·
фонд оплаты
труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании подушевого норматива. Школа
получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а
не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение
местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для
каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где
N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У –
количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
·
школа
самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее
средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание в
соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы,
увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;
·
фонд оплаты
труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда
оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за
выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и
условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием
Советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за
увеличение объемов выполняемой работы);
·
в зарплате
учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности,
которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление
наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
·
зарплата
директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать
штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда
учителей.
Существенное различие трех моделей - способ
формирования постоянной части зарплаты учителя
Модель 1. Базовый оклад +
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих
коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы
опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников,
занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от
особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых
неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие
коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой
модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через
специальный коэффициент.
Модель 2. Все включено
Модель,
основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю,
отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя
оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут
быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или
на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов
конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и
работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может
утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Модель 3.
Ученико-час
Модель,
основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты
учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги,
и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда
оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость
работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для
каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом,
в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.
|