|
Пятница, 26 Апр 2024, 23:59 Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Изобразительное искусство
в школах г. Ростова-на-Дону
Сайт учителя ИЗО, заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 32 |
Главная » 2010 » Август » 23 » Стандарты второго поколения. Примерные программы по ИЗО
19:11 Стандарты второго поколения. Примерные программы по ИЗО |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам ИСКУССТВО. 5-9 классы
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено: — на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; — на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире; — на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире; — на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия. Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества. Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов. Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе: • в ценностно-ориентационной сфере: — формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; — принятие мультикультурной картины современного мира; • в трудовой сфере: — формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; • в познавательной сфере: — умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются: • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; • в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере: — познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; — осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; — приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; — различать изученные виды пластических искусств; — воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств; — описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере: — формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; — развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; — понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; — уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере: — ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; — организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере: — реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; — развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; — воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; — проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере: — применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов. Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках. Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе). Искусство Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества. Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов: • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; • формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства; • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; • формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе: • применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности; • активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты; • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства; • формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться: • в познавательной сфере: — представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; — наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства; — усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; — различать изученные виды и жанры искусств; — описывать явления искусства, используя специальную терминологию; — классифицировать изученные объекты и явления культуры; — структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
• в ценностно-ориентационной сфере: — представлять систему общечеловеческих ценностей; — осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства; — уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; • в коммуникативной сфере: — формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи; — использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства; • в эстетической сфере: — развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы; — воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; — проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор; — понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы; — определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; — реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;
• в трудовой сфере: — применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях. Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности). Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий. Примерные программы основного общего образования по искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство» рекомендуется изучать в 8, 9 классах в объеме не менее 35 часов в каждом классе.
|
Просмотров: 13636 |
Добавил: Эврика
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|