Изобразительное искусство

 в школах г. Ростова-на-Дону

 

Сайт учителя ИЗО, заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 32

 


Главная » 2011 » Март » 16 » О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ Неменская Л.А.
19:51
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ Неменская Л.А.
                                                                                   
 Неменская Л.А. зам. директора Центра НХО по научной работе, канд. философских наук, лауреат премии Президента РФ
 
 О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
 В новом учебном году нам предстоит работать в условиях введения новых Федеральных государственных стандартов общего образования. Новые стандарты начального образования должны вступить в силу с 1 января 2011г., вводиться будут только для новых первых классов, которые пойдут в школу 1 сентября 2011г. Для этого должны быть созданы условия, заявленные в Стандарте, подготовлены кадры и школьные управленческие команды. Все остальные пока будут учиться по прежним Стандартам.
Однако, еще до конца 2010 г. должны быть приняты стандарты общего образования основной школы. Подготовка к введению новых требований будет ощущаться всеми участниками образовательного процесса. Также важно знать, что идет обсуждение нового закона об образовании, который может быть принят даже к 1 сентября, или обсуждение будет продолжено и тогда можно попробовать повлиять на положения Закона и внести поправки в его текст.
 Проект нового Закона об образовании можно найти на сайте Министерства образования и науки РФ. В чем состоят принципиальные отличия Новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС) от прежних, ныне действующих.
Новый стандарт устанавливает систему трех взаимосвязанных требований:
 - к результатам освоения основных образовательных программ;
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ.
 Это означает, что для школы теперь не будет жестко фиксированного перечня дидактических единиц по каждой дисциплине, не будет точного перечня необходимого для изучения минимума содержания.
В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, а определены требования к его результатам, которые рассматриваются как предметные, метапредметные и личностные. И задача – в достижении этих результатов, а пути могут быть разные, вариативные.
То есть, раньше объем содержания образования определялся количественно – это были минимумы содержания основного общего образования по предметам, и споры состояли в их границах: «добавить или убавить». Теперь требования ориентированы не только на достижение предметных образовательных результатов, но на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД – универсальные учебные действия), обеспечивающими их успешность на всех этапах дальнейшего образования. Формирование совокупности «УУД» должно обеспечивать компетенции «научить учиться», способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Как главное здесь можно выделить для учителя обязательную задачу четко поставленных целей на каждом этапе обучения, ясного для учащегося личностного смысла учебных действий и знаний. Развитие смыслового сознания формирует мотивационно-смысловую учебную деятельность.
 Категория «деятельность» принадлежит к ключевым понятиям методологии новых стандартов, которые были разработаны с позиций системно-деятельного подхода или деятельностной парадигмы образования, разработанной в отечественной науке выдающимися учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером их деятельности, в первую очередь учебной. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УДД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процессов. Обращение к личности учащегося на новый уровень поднимает (вернее возвращает) задачи его воспитания.
 Стандарт впервые включает в себя специальную «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это имеет прямое значение и интерес для педагогов искусства, так как именно наши предметы наиболее полно способны отвечать задачам, поставленным в этом документе (хотя, его создатели еще недостаточно глубоко понимают воспитательные и развивающие возможности предметов искусства). А убедить их сможет только высоко профессиональный и современный уровень преподавания предметов искусства.
 Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям. В Концепции прямо говорится о необходимости опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох в целях воспитания личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Воспитание учащегося должно быть направлено на осознание ценности человеческой жизни, вообще ценности жизни и природы, укрепления интереса и доверия к другим людям, способности к сотрудничеству, ответственности и гражданской солидарности, развития нравственного самосознания, приобщения к ценностям и традициям российской семьи и патриотизма.
 Основным ориентиром при построении содержания образования становится «Фундаментальное ядро» содержания образования. В отличие от «Минимума содержания», который был главным компонентом прежних стандартов, Фундаментальное ядро это сущностный абрис набора знаний и способов деятельности, без которого нельзя сегодня представить образованного человека. Фундаментальное ядро позволяет сохранить единство образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, нормирует содержания учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научно и функциональной грамотности.
     Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования – это принципы фундаментальности и системности, традиционные для нашей школы. Именно эти принципы являются важнейшим фактором для развития инновационных технологий. Основой Фундаментального ядра общего образования являются положения «теории ядра и оболочек» школьных курсов, сформулированные ранее в отечественной педагогике и психологии академиком А.И. Маркушевичем, а также выделение «объема знаний» по предмету академиком А.Н. Колмогоровым. Методологической основой разработки Концепции новых стандартов также является культурологический подход к формированию содержания образования, разработанный в отечественной науке дидактами М.Н.Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским, по которому обучение рассматривается как вид передачи социального опыта предыдущих поколений. Тогда содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный культуре по ее структуре. Культурологическая концепция теории содержания образования рассматривает социальный опыт человечества как источник содержания образования и структурных его элементов: - опыт познавательной деятельности в форме ее результатов – знаний; - опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцам; - опыт творческой деятельности в форме умений принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в проблемных ситуациях; - опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.
 Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Эти способности и умения в современной педагогике называют компетентностями.    Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, это «знание в действии». Опыт эмоционально-ценностных отношений ведет к развитию эмоционально-чувственной сферы и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентаций.     Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру и участвовать в создании культуры. Ориентация на результат обучения – это важнейшая методологическая характеристика и установка новых стандартов.
Требования к результатам освоения образовательной программы являются частью Федерального государственного образовательного стандарта. Документ четко устанавливает требования к результатам не только предметным, но и личностным и метапредметным, то есть включающим освоение обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных действий, умение учиться и формирующиеся личностные качества. А вот примерные образовательные программы не являются Федеральным государственным стандартом общего образования, не входят в документ закона, а являются одним из документов сопровождающих стандарт. Эти программы служат лишь ориентиром для разработчиков рабочих программ, ориентировочной формой представления Государственного стандарта. В них дано ориентировочной распределение часов по крупным разделам курса, но примерные программы не построены по годам обучения и они не могут выполнять роль рабочих. Об этом четко сказано в Пояснительной записке к документу.
 Важным новшеством ФГОС является также включение в качестве компонента структуры Базисного учебного образовательного плана внеурочной деятельности. Как и сегодняшний БУП, новый план призван регламентировать состав учебных дисциплин, а также максимально допустимый объем аудиторной нагрузки. Обязательная образовательная программа будет складываться из двух частей: инвариантной и вариативной. Наполнение содержанием вариативной части базисного плана остается в компетенции субъектов РФ и каждого конкретного образовательного учреждения. Введение новых Стандартов это длительный, только начинающийся процесс, но содержательно он будет заметно влиять на характер требований к учителю, на формы организации реального учебного процесса.
Однако, необходимо помнить, что мы сегодня продолжаем работать в рамках действующего Стандарта (2004г.), где «Изобразительное искусство» в начальной и основной школе является обязательным, обучающим и развивающим учебным предметом.

Просмотров: 2457 | Добавил: Эврика
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]