Идеи
американского ученого стали популярными благодаря изменению акцента в
образовании от схоластического и теоретизированного в сторону
экспериментального подхода, обучения через деятельность. Такой подход является
общепринятым в современной американской системе художественного образования, в
которой предметы искусства объединены системой VAPA (Visual Arts and
Performance Arts — визуальные и исполнительские искусства) и включают музыку,
танец, театр и изобразительное искусство.
Visual
Arts предполагает изучение различных видов изобразительного искусства: графики,
живописи акриловыми и масляными красками, акварели, керамики; кроме того, основ
теории цвета, некоторых направлений и периодов в развитии искусства и отдельных
имен и произведений. Performance Arts включают в себя исполнительские
искусства: игру на музыкальных инструментах, вокал, хор, танец, театр.
Неотъемлемое
условие получения оценки по каждому из этих предметов — участие в общественной
деятельности школы: украшение помещений, тематические выставки, школьные и
благотворительные концерты, спектакли и фестивали.
Предметы
образовательной области "Искусство” изучаются в американской школе с 1-го по
12-й класс. В российской школе музыка, рисование, танец изучаются в младшей и
средней школе (1–4-е и 5–7-е классы), в старшей (10–11-е классы) появляется
новый предмет — мировая художественная культура.
Рассказ
о том, что в нашей школе нет практической художественной деятельности, вызвал
неподдельное удивление американских коллег. Школьники в Америке ставят
спектакли, рисуют, музицируют, поют и танцуют вплоть до окончания школы. Один
из предметов цикла VAPA можно изучать углубленно несколько лет, а после этого
поступить в профессиональное учебное заведение по этой специальности. А можно
менять курсы хоть каждый год, однако при этом теряется углубленность изучения,
поскольку каждый из этих курсов разделен по сложности на три уровня.
Три уровня сложности
Первый
уровень — beginner. На этом уровне занимаются все,
поскольку необходимо пройти определенный курс предметов. Цель учителя на этом
уровне — научить детей основам самовыражения, основам рисунка. Но самое главное
— сделать что-то самому, что можно было бы принести домой, показать родителям и
друзьям, повесить на стену, сказав: "Я нарисовал это сам!” Объем материала по
теории и истории искусства на этом уровне минимален, однако учитель сообщает
некоторые интересные факты (о создании какой-либо картины, необычность
произведений определенной эпохи). Педагог дает больше практических заданий на
развитие навыков копирования, учит быть точным в зарисовках, рассказывает, для
чего это необходимо.
На
второй (intermediate — средний) и
третий (advanced — продвинутый)
уровни приходят учащиеся с ярко выраженным интересом и способностями к
искусству, стремлением к художественному творчеству. Эти уровни принципиально
не различаются, то есть средний является ступенью к более углубленному
продвинутому уровню. Педагоги отмечают, что если учащийся пришел на занятия
среднего уровня, то следующим этапом обязательно будет продвинутый, так как
такие дети отличаются высокой степенью мотивированности в занятиях искусством.
Основой
работы и здесь, как на первом уровне, является процесс самовыражения, но выглядит
это несколько иначе. По словам американских преподавателей, ученики второго и
третьего уровней имеют развитое воображение, могут придумать интересный сюжет
для своего произведения, а также обладают необходимыми навыками для
осуществления задуманного. Кроме того, они стремятся выразить свои идеи, полны
замыслов и проектов. В этом случае задача учителя — организовать для ученика
сложный процесс самосознания и осуществления замысла, одновременно помогая ему
овладеть новыми техническими средствами.
Процесс
создания одного произведения занимает от одного до двух месяцев, в зависимости
от темы, техники и материала, которые ученик запланировал освоить. Широко
применяется метод коллективного обсуждения и анализа произведений искусства
различных эпох, материалов к изучаемой теме, эскизов по текущему проекту и
домашних работ.
Каждая
тема начинается с подробного планирования замыслов и действий, выбора техники и
материалов, то есть работа над произведением начинается задолго до появления
первых эскизов.
Нормативные документы
Содержание
каждого уровня обучения, так же как и объем программ, перечень навыков, которые
должны освоить учащиеся, представлены в нормативных документах каждого штата (в
нашем случае — это стандарты Калифорнии). Школа берет их за основу и формирует
свой спектр предметов VAPA.
Роклин
Хай Скул имеет обширную программу, которая включает разнообразные курсы
изобразительного искусства: рисование и живопись; керамика; фотография;
фотожурналистика; графический дизайн; дизайн вэб-страниц. Школа использует
модель, называемую "Обучение мастерству”. Учителя определяют круг навыков,
которые необходимо освоить, и объем работ, которые должны быть выполнены к
окончанию каждого курса, коррелирующих со стандартами района и штата.
Например,
необходимый объем знаний для уровня начинающих — это понимание и умение
применять основы теории цвета в серии упражнений, опросов и в итоговой работе.
Перед окончанием курса учащиеся должны продемонстрировать владение всеми
необходимыми навыками и знаниями. Этот курс базируется на создании портфолио,
так как наибольшая заинтересованность у учащихся проявляется при создании
законченных произведений искусства.
В 1998
г. все учителя искусства районного департамента образования, в который входит и
Роклин Хай Скул, совместно разработали образовательный стандарт для преподавания
искусства, примерные типы заданий для каждого уровня цикла VAPA, которые
соответствуют стандартам Калифорнии в сфере педагогики искусства.
Ниже
приведены выдержки из Образовательного стандарта Калифорнии для
общеобразовательных школ, которые, возможно, будут интересны российским
педагогам искусства (в полном объеме этот документ доступен в электронном виде
на сайте Департамента образования Калифорнии — www.cde.ca.gov). Приведенная часть
стандарта описывает сферы деятельности и качества характера, которые играют
важную роль в формировании творческой личности учащихся.
Художественное восприятие опирается на
обработку, анализ и реакцию на чувственную информацию с помощью языка искусства
и навыков в сфере искусства.
Творческое выражение является частью
работы в сфере искусства. Учащиеся применяют приобретенные навыки в составлении
композиции, разработке и осуществлении своего замысла в каждой работе. Учащиеся
могут использовать различные способы для выражения своих идей в школьных и
внеклассных работах.
Исторический и культурный контекст
используется для понимания учащимися исторического и культурного фона при
изучении различных периодов истории искусства. Учащиеся анализируют историю и
особенности развития изучаемого вида искусства, а также специфику его наиболее
ярких периодов.
Эстетическая оценка формируется в
процессе художественного и критического анализа произведений искусства.
Совместно с учителем учащиеся работают над пониманием замысла произведения
искусства. Эта деятельность включает выражение их собственного мнения, изучение
мнений исследователей и основывается на теории искусства, эстетической оценке и
эмоциональном восприятии.
Учащиеся используют то, что было изучено
в одной сфере искусства, сравнивают это как с другими видами искусства, так и с
другими сферами деятельности. Учащиеся не только развивают свои творческие
навыки в художественной деятельности, но и применяют их в решении других задач,
таких как общение, организация распределения своего времени как в учебной
деятельности, так и в дальнейшей жизни, например в сфере специального
образования в сфере художественных дисциплин.
Общие проблемы
К
сожалению, в США нет системы дополнительного образования в виде государственных
художественных и музыкальных школ, так же как и центров дополнительного
образования школьников. Есть частные и достаточно дорогие музыкальные и
художественные школы и студии. Искусством могут себе позволить заниматься
только или очень способные дети (для них существует система стипендий), или
дети очень обеспеченных родителей (большинство обучающихся в таких школах
относятся к последней категории).
В общих
чертах ознакомление с искусством и историей его развития проходит в
общеобразовательных школах на уроках искусства. На базе школ ведется активная
внешкольная работа в виде клубов по интересам. Это дает возможность большинству
детей попробовать себя в различных видах художественной деятельности в пределах
школьной программы и после занятий.
И все же
эти клубы не могут удовлетворить потребность многих детей в профессиональном
художественном образовании. Уникальная российская система государственного
дополнительного образования школьников — центры детского творчества,
музыкальные и художественные школы, станции юных техников и др. — вызывает
большой интерес американских коллег. Из бесед с американскими учителями
становится ясно, что проблемы художественного образования идентичны, независимо
от страны и образовательных стандартов.
Как
американские, так и российские педагоги искусства убеждены, что процесс
творчества развивает самооценку и уверенность в себе, вносит существенный вклад
в формирование образованной и гармонично развитой личности. Успех в творчестве
зачастую вдохновляет учащихся обращаться к другим дисциплинам и изучать их
более проницательным взглядом. Именно поэтому американские педагоги считают,
что искусство — необходимая часть школьной программы.
Этим
проблемам посвящены многие конференции и исследования американских педагогов и
ученых. Активную деятельность ведут различные общества в сфере педагогики
искусства, материалы которых доступны на сайтах Национальной ассоциации
художественного образования, Общества Джона Дьюи, Общества учителей литературы
и многих других.
Болезнь чистого листа
По
мнению американских коллег, детально разработанная программа и план заданий
должны дать учащимся возможность быть компетентными в следующих видах
деятельности: поиск смысла и контекста будущей работы, опыт свободного
формирования личного взгляда на мир, понимание символичности языка визуальных
искусств, умение высказать обоснованное суждение о своих работах и работах
одноклассников, овладение методами изобразительной выразительности.
Характеристики видов деятельности учащихся внесены в методические рекомендации
для педагогов изобразительного искусства и используются для создания заданий на
различные темы.
Наиболее
интересна подготовительная часть работы. Ребятам предлагается выбрать цель
создания и идею своего будущего рисунка, продумать следующие моменты: какие
задачи ставит перед собою ученик, каковы должны быть общая композиция, центр
композиции, соотношение частей и деталей будущего произведения, техника
исполнения, подбор деталей.
Опыт
показывает, что наибольшую трудность дети испытывают именно на подготовительном
этапе создания работы. "Болезнь чистого листа” актуальна в сфере педагогики
искусства, поэтому особенно интересно сравнить педагогический опыт различных
стран при рассмотрении моделей образования.
Ниже приведен пример исследовательского проекта — план работы
над произведением для продвинутого уровня при подготовке к неделе культуры
Мексики, которая проводилась в Роклин Хай Скул и включала: выставку
художественных работ, исполнение национальных танцев и музыки, показ
художественных фильмов Мексики, просмотр презентаций на разнообразные темы о
современной Мексике (экономика, география, история, культура).
Все
этапы процесса создания произведения четко определены и структурированы. На
первый взгляд, может показаться, что в действиях учащегося не хватает
спонтанности, так как все его шаги прописаны, есть даже заверенное подписью
ученика подтверждение, что он понимает ответственность за взятые на себя
обязательства. Однако учащиеся не ограничены в выборе темы, способов ее
выражения, и все формальности помогают им организовать свое время, разбить
кропотливый труд по созданию произведения на отдельные осознаваемые этапы.
Такой
подход с детализированной системой вопросов и этапов работы над произведением
разработан в программе Visual Arts для каждой изучаемой темы.
Все эти
вопросы и задания помогают четкому осознанию хода работы над произведением.
Незаметно для ученика в процессе поиска информации и ответов на вопросы
формируется понимание того, что нужно сделать, какие шаги будут необходимы в
скором времени, а что нужно будет сделать в дальнейшем. Учитель называет те
имена или географические названия, которые ученик может использовать для
самообразования в процессе подготовки к проекту.
Пример
исследовательского проекта
(продвинутый уровень)
Имя ____________________
Тема: "Художественные
формы Мексики” (используй в своем поиске ключевые слова, такие как народное
искусство штата Оахака, мексиканские папирусы, маски ацтеков, живопись Д.
Риверы, Ф. Калло).
Ответь на
следующие вопросы:
• Как эти формы соотносятся с выбранными тобой художественными
формами? Присоедини эту форму к своему плану независимого изучения темы.
• Какие средства и специальные техники используются для
создания этих художественных форм? (После каждого вопроса, оставлено место
для ответа. Таким образом, ученик может внести свои первые заметки и варианты
в подготовительный план работы.)
• Опиши то, как эти художественные формы используются, какова
цель их использования.
• Какие темы характерны для этого художественного стиля?
Каковы источники вдохновения?
• Опиши использование символов или образов, которые говорят об
идеях, настроениях, чувствах.
Самостоятельное
исследование. План и конспект.
Объясни свою цель. Например, ты исследуешь новые средства или
оттачиваешь свое мастерство в уже знакомой технике? Эта работа является
частью серии работ или чем-то новым, в чем ты только пробуешь себя? Какие
идеи ты хочешь выразить и какие элементы ты будешь использовать для этого?
Проверь, соответствует ли содержание твоего плана уровню сложности твоего
курса.
Сделай набросок своей идеи на свободной части листа ниже или
прикрепи эскиз.
Материалы: карандаш, ручка,
чернила, цветные карандаши, темпера, акрил, пастель и др.
Сроки:
сдачи содержания _______
проверки половины этапа выполнения работы _________
окончания проекта _______
Я понимаю, что, если выполненная работа не будет
соответствовать вышеуказанному содержанию, это повлияет на мою оценку.
Подпись ученика____________ Дата.___________
Примечания
переводчика
Оахака – один из 31 штата Мексики, территорию которого
исторически населяли сапотеки и миштеки. Сейчас в этом штате больше носителей
языков коренных народов, чем в любом другом.
|
Важна инициатива ученика, так как на уроках даются понятия об
основных аспектах изучаемой темы: учитель показывает альбомы, слайды и фильмы,
комментирует их, учащиеся приносят самостоятельно найденный материал (в данном
проекте использовался документальный фильм о Диего Ривере и Фриде Калло,
альбомы с иллюстрациями, педагог предоставил список наиболее интересных
интернет-ресурсов). Однако процесс принятия решения принадлежит ученику,
который сам определяет тематику и выразительные элементы своей будущей работы,
что создает для него напряженную ситуацию выбора, учит отбирать материал,
наиболее соответствующий замыслу и тематике произведения.
На наш взгляд, существенным недостатком обучения такого типа
является отсутствие учебников. В общем-то учащиеся остаются один на один с
огромным искусствоведческим, историческим и культурологическим материалом.
Многое из того, что могло бы быть кратко изложено в учебной статье со ссылками
и указанием наиболее важных моментов, остается за пределами внимания учащихся.
Не каждый из них сможет и захочет обрабатывать большой объем материала по
изучаемой теме. К сожалению, чаще всего поиск ограничивается минимальным
количеством информации.
Плюсы и
минусы
Итак, система художественного образования США кардинально
отличается от российской. В основе первой — выбор и практический подход,
базирующийся на личном опыте. В основе второй — работа с крупными потоками
информации, преподавание культурологических знаний. Американская система
художественного образования поощряет практическую деятельность каждого ученика,
что подтверждается стандартами образования, программными документами, системой
работы ученика в школе, а также достаточным количеством часов в учебном плане
(3–4,5 часа в неделю в старшей школе).
Практическая деятельность, знания через практику, опора на
личный опыт, многоуровневая система обучения и критериев оценки позволяют
прослеживать динамику развития каждого, помогают разделить группы учащихся по
их художественным и творческим интересам.
Работа над законченным произведением практически реализует одну
из главных целей художественного образования — заинтересовать искусством,
творческим делом, представить художественный труд как возможность оформления
своего дома, окружающего пространства, использовать навыки творчества для самореализации
в будущем.
Эффективный момент обучения – то, что учащиеся разделены на
группы с различными уровнями обучения, каждый из которых имеет свои цели и
задачи, определенную степень сложности тематики и навыков. Цель своей работы
учитель видит не только в отработке определенных навыков и сообщении информации
по искусству, но и в применении навыков и знаний как в сегодняшней школьной
жизни, так и в дальнейшем, во взрослой жизни.
Однако необходимо отметить и минусы этой системы. Большая
самостоятельность ребенка не позволяет ему глубоко заниматься теоретическими и
техническими аспектами. Темы по истории искусства появляются изредка во время
отдельных бесед и не подкреплены учебниками и четкой программой.
Негативные стороны российского художественного образования
заключаются в том, что в старших классах доминирует теоретическая деятельность,
а отсутствие художественного опыта и практики не дают возможности подросткам
попробовать свои силы в творчестве, им приходится изучать результаты творчества
других. К сожалению, зачастую уроки мировой художественной культуры сводятся к
пересказу истории искусства. Недостаточное количество времени (1–2 часа в
неделю в старшей школе) также не позволяет педагогам реализовать творческий
потенциал учеников и активизировать их художественные интересы.
Тем не менее логически выстроенная теоретическая база программы
предмета "Мировая художественная культура” дает основу для формирования
кругозора старших школьников, понимания процессов развития культуры и
искусства. Многообразие учебных пособий позволяет учителю выбрать наиболее
приемлемое для конкретной школы или класса.