Изобразительное искусство

 в школах г. Ростова-на-Дону

 

Сайт учителя ИЗО, заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 32

 


Каталог статей

Главная » Статьи » Интересные материалы

Из опыта работы
"Главная задача педагога - сделать искусство пространствам возможной творческой самореализации Высшего "Я"растущего человека"
А.А. Мелик-Пашаев
 Основная цель, стратегическая линия развития художественно-эстетического направления нашей школы - обеспечение непрерывного роста качества воспитательно-образовательного процесса на основе углублённого преподавания предметов художественно-эстетического цикла, создание системы культурно-художественного развития в образовательно-воспитательном пространстве школы. Направленность воспитательно-образовательной работы нашей школы определена исходной базовой установкой на активно-творческое, деятельностно-практическое приобретение детьми знаний о мире, о человеке, его созидательно-творческих возможностях и путях самореализации. В школе созданы и постоянно совершенствуются условия, позволяющие развивать самостоятельность, творческую активность учащихся, их критическое мышление, деятельностно-практические навыки и умения. Педагогический коллектив заинтересован в воспитании человека, способного к личностному самоопределению в творчестве, в социуме, в будущей профессиональной сфере.
Мы считаем, что мир культурно-художественных ценностей, сформированных в период школьного обучения, позволит растущему человеку по достоинству осознать самоценность, успешнее противостоять жизненным трудностям и невзгодам, сформирует навыки содержательного заполнения своего досуга. В дидактическую подсистему художественно-эстетического направления помимо традиционных уроков музыки и ИЗО включены уроки ритмики, эстетики, истории искусств; в старшей школе - "Человек и культура" (основы культурологии), а также ряд факультативов художественного профиля.
Подсистема внеурочной деятельности предлагает детям широкую сеть занятий в студиях и детских творческих объединениях эстетической направленности: эстрадный вокал, хоровой класс, эстрадный, бальный, классический танец, сольфеджио и теория музыки, изостудия, театральная студия и т.д.
 Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей индивидуальности, самобытных творческих задатков и способностей. При этом совершенно ясно, что мозаика освоенного культурно-художественного материала будет у всех учащихся разной. Поскольку различаются их интересы, опыт, способности, психофизиологические особенности. Нет даже двух человек, одинаковых по результатам стандартного обучения, как не может быть и двух художников, одинаково пишущих один и тот же пейзаж. Именно поэтому к умению и интерпретации результатов культурно-художественного развития и воспитания учащихся мы стараемся подходить корректно и бережно. Проводимая нами в рамках обучения художественно-эстетическим дисциплинам психолого-педагогическая диагностика имеет две взаимосвязанные линии: по шкале художественно-эстетических успехов - итоговая диагностика, отслеживающая развитие ребёнка на протяжении нескольких лет, оценка уровня эмоциональной отзывчивости - промежуточная диагностика.
Рассматривая динамику развития эмоциональной отзывчивости обучающихся начальной и основной школы за последние 3-4 года мы наблюдаем снижение количества детей, имеющих безразличное и инертное отношение к художественно-образовательным ценностям, и повышение количества учащихся, имеющих устойчивый и ярко выраженный интерес.
 Опыт использования этой диагностической технологии, безусловно, даёт возможность проанализировать причинно-следственные связи между спецификой преподавания художественно-эстетических дисциплин и качеством освоением учебно-художественного материала, ростом самостоятельности и творческой активности обучающихся. Но особенности взаимоотношений и общения педагога и учащихся на уроках и занятиях, цепочку внутренних личностных изменений в ребенке зафиксировать в баллах и цифрах невозможно. Поэтому, пребывая в поисках универсальных методик для измерения уровня творческого развития личности, мы заранее знаем об их условности и ограниченности, о невозможности творческую индивидуальность и оригинальность выразить в какой-либо схеме или графике.
В такой ситуации одним из самых педагогически корректных становится метод наблюдения, дающий педагогу простор для поиска диагностических творческих проблемных ситуаций на уроке, занятии, в индивидуальном общении с ребенком. Приведу лишь некоторые примеры такого рода ситуаций: творческое задание для 2-класников "Цветная неделя", творческое задание "Мой портрет в виде дерева" (рисунки детей в динамике 1997-2003 гг.).
 Расширение диапазона решений и вариантов таких ситуаций и в самом учителе рождает художника. А как же иначе, ведь предмет искусства и в школе должен жить по законам искусства. Поэтому все чаще в педагогическом искусстве звучат слова "драматургия", "композиция", "сценарий" урока. Педагог образовательной области "Искусство", как правило, человек творческий, поэтому особенно важно в пространстве школьного образовательно-воспитательного процесса создать условия для дальней шего роста индивидуальной творческой компетенции.
Одним из самых распространенных и оптимальных является подход, в логике которого качество труда учителя определяется на основе комплексного изучения основных видов его профессиональной деятельности, к числу которых принято относить: подготовку к урокам, учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность, повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства. Учитывая это, мы разработали и в течение ряда лет используем формы контроля, позволяющие объединить эти позиции и не обойти стороной факт сохранения бережного отношения к творческой индивидуальности педагогов образовательной области "Искусство". К таким формам относятся "Личный творческий план учителя" и "Индивидуальная карта профессионального стиля работы учителя".
Категория: Интересные материалы | Добавил: Эврика (16 Мар 2011)
Просмотров: 1350
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]